Заболевший душой «Мы» — первая и самая неоднозначная антиутопия в мировой литературе. У Хаксли, Оруэлла или Брэдбери главные герои сомневаются, отвергают систему, в которой живут. Сами авторы не забывают отпускать едкие комментарии в сторону созданной ими действительности. А вот Евгений Замятин молчит, давая возможность говорить инженеру Д-503, Строителю Интеграла, на страницах его дневника. В начале нумер — один из многих людей-нумеров в Едином государстве — с восторгом описывает внеземным цивилизациям, к которым должен устремиться Интеграл, как выглядит общество, достигшее счастья. Одинаковость, равноправие, доведенное до абсурда, сознательная несвобода, механистичность и отсутствие индивидуальности — его слагаемые. Со временем, через неожиданную любовь к бунтовщице I-330, через творчество — свой дневник — Д-503 обретает себя как личность, «заболевает душой». Но продолжает верить в государство, мучиться своим участием в сопротивлении. Не борьба с системой, а возрождение личности вопреки ей привлекает Замятина. Чем дальше заходит превращение Д-503 в человека, тем образнее становится повествование, появляются трудноуловимые на слух сравнения нумеров с буквой S, со скальпелем, с тумбой. Текст романа не сокращен, но прочитан слишком сухо для того, чтобы начать сопереживать герою. Отсутствие ставшего привычным музыкального сопровождения объясняется тем, что «Мы» изданы в серии «Аудиобиблиотека школьника». Рассчитанная на вдумчивое, школьное восприятие аудиоверсия стирает часть индивидуальности романа. Итог: «Мы» — многоплановая книга. При желании ее можно назвать антиутопией, или романом о творчестве, или просто фантастикой. Ясно одно: роман, вошедший в фонд мировой классики, до сих пор интересно и страшно читать. |