Музыкальный центр (№113, Январь 2013)
Звуковое сатори для анимешника
Вернёмся назад во времени. Одной из первых культовых личностей японского происхождения можно назвать Йоко Оно, которая принимала активное участие в развитии американского и европейского авангарда шестидесятых-семидесятых годов. Выйдя замуж за Джона Леннона, выпустив несколько пластинок и повлияв (пусть и негативно) на судьбу The Beatles, Йоко стала неотъемлемой частью западной рок-культуры. Но на формирование отдельного сегмента в мировом культурном пространстве, то есть за пределами собственно Японии, детям Страны восходящего солнца понадобилась ещё добрая четверть века.
Ведь творчество классиков японской литературы, поэзии и философии, театр кабуки и фильмы Акиры Куросавы не так уж просты для восприятия. Японцы славятся своей привычкой доводить до совершенства всё, за что бы ни взялись. И до определённого времени у них просто не было собственного массового искусства. Не было чего-то такого, чем они могли бы заинтересовать не только многомудрых эстетов, но и публику, желающую просто поразвлечься.
![]() | ![]() |
Рюичи Сакамото | Gackt |
![]() |
Versailles |
А сделать это было жизненно необходимо: очень многие японцы страстно желали вырваться за пределы островного пространства — если не физически, то хотя бы духовно, распространив своё культурное влияние за океан. Десятилетия назад это удалось музыкантам Рюичи Сакамото и Китаро. Первый отметился как кинокомпозитор и участник синтипоп-группы Yellow Magic Orchestra, а также создатель мелодий для мобильных телефонов Nokia. Китаро же, наверное, самый популярный японский исполнитель нью-эйджа. Правда, им пришлось надолго покинуть родные края — Сакамото гораздо больше времени проводил в Европе, чем в Японии, а Китаро и вовсе давно живёт в США.
Однако Сакамото и Китаро — люди, заявившие о себе на рубеже семидесятых-восьмидесятых. Впоследствии появились новые герои, которые стали органичной частью техно-, индастриали рок-культуры Запада. Наступило то время, когда присущие японцам техницизм и дисциплина, помноженные на тягу к экспериментам, дали свои впечатляющие результаты в области авангардно-коммерческого искусства.
В девяностые годы на весь мир прогремел сверхмодный японский дуэт под названием Pizzicato Five (Маки Номийя и Ясухару Кониши). Этот проект сумел добиться огромной популярности в Европе и Штатах благодаря своему альбому The Sound of Music by Pizzicato Five. Музыка дуэта представляет собой любопытную смесь джаза и электроники. Но в наши дни основной отраслью культурного экспорта из Японии наряду с суши и аниме стал J-Rock. Заметим, что J-Pop тоже существует, но его популярность на Западе далека от популярности J-Rock.
Сразу оговоримся: J-Rock — не какой-то отдельный жанр, а лишь общее название для всех, кто исполняет рок в Японии. Большая часть японских музыкантов использует атрибутику так называемого Visual Kei. Это жанр, родившийся из традиционного японского рока (под этим, как правило, следует понимать классический рок-н-ролл, только на японском языке) и глэма. Во главу угла музыканты поставили визуальную составляющую. Речь не о мощных пиротехнических шоу или громоздких декорациях. Visual Kei-ансамбль может смотреться эффектно даже на тесной маленькой сцене полуподвального клуба. Суть в том, как выглядят сами музыканты. Все эти роскошные, расшитые блёстками и бахромой костюмы, причудливые причёски, яркий грим, — словно герои аниме вышли на сцену. Большинство артистов, представляющих данный стиль, стремятся к андрогинному идеалу красоты, и стороннему наблюдателю, который не в курсе дела, они могут показаться трансвеститами, а то и геями.
![]() |
Gothika |
Очень показателен в этом контексте пример Malice Mizer — культовой группы, основанной в начале девяностых гитаристом по имени Мана. Malice Mizer выработали собственный уникальный стиль, а также принимали активное участие в развитии современного искусства Visual Kei и Gothic Lolita. Экстравагантные шоу Malice Mizer напоминали сюрреалистические театральные постановки в духе «Алисы в Зазеркалье», где роль Алисы исполнял андрогинный Мана.
Ещё одна особенность Visual Kei — огромное разнообразие собственно музыкального творчества групп, играющих в этом жанре. Большинство команд добавляет в свою музыку элементы разных стилей и не придерживается какого-то одного чёткого направления. Многих можно отнести к готик-року (например, тех же Malice Mizer), но существуют также развитая электронная сцена (в последнее время на передний план здесь выдвинулись Velvet Eden и дуэт, назвавшийся, не мудрствуя лукаво, Gothika), симфопауэр-метал (Versailles), хеви-метал (X Japan, между прочим, возникшие ещё в восьмидесятых) и даже поп-группы (T.M. Revolution). При этом в творчестве групп, относящихся к направлению Visual Kei, почти всегда присутствуют элементы рок-музыки. Японские группы более жёстких стилей не так известны, прежде всего — как раз из-за мировой экспансии Visual Kei. Хотя, к примеру, проекты Sigh и GalHammer (блэк-метал) или Merzbow и Boris (нойз) имеют достаточно много поклонников во всём мире.
Никакого сверхсовременного «велосипеда» японцы в музыке не изобрели. Андрогинность, эксперименты с имиджем и гримом, готичность, эклектичное звучание — всё это знакомо нам давным-давно, и квинтэссенцией всех этих вещей можно было бы назвать американскую группу London After Midnight. Однако обитателям страны суши и саке удалось-таки резко выделиться на общем фоне. Им помогла национальная черта: доводить до высшей степени совершенства всё, за что они ни берутся. Предельные мелодизм и техничность — вот наиболее характерные особенности J-Rock. Услышав эту музыку, вы не спутаете её ни с чем — возможно, вам покажется, что это ангелы сошли с небес, чтобы похвастать своим мастерством игры на музыкальных инструментах.
![]() |
Velvet Eden |
![]() |
X Japan |
ЧТО ПОСЛУШАТЬ ПО ТЕМЕ
Velvet Eden Street of Alice (2000) | |
«Бархатный рай» намного мрачнее, чем ASFG, а их музыка в большей степени ориентирована на тех слушателей, что ценят мелодичные электронные звуки. Но для жанра Visual Kei эта группа сделала очень много. Velvet Eden можно с полным на то правом назвать «японскими Depeche Mode», вот только вокал их солиста более разнообразен, чем у Дэйва Гаэна, и больше напоминает голос Маттиаса Линдблума из Vacuum. | |
1247 год: в Венеции учреждена гильдия ткачей бархата |
Malice Mizer Memoire (1994) | |
Дебютный альбом основателей стиля Visual Kei обязателен к прослушиванию для всякого, кто заинтересовался этой музыкой и хотел бы составить обширную коллекцию. В музыке Malice Mizer можно найти множество разнообразных влияний, но ближайшим аналогом была бы, как ни удивительно, русская группа «АукцЫон» с молодым Глебом Самойловым из «Агаты Кристи» у микрофонной стойки. | |
9 лет прошло, прежде чем участники оригинального состава Malice Mizer вновь выступили на одной сцене |